Заседал в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), созван в связи с празднованием 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, в работе Собора приняли участие 73 архиерея.
С основным докладом, носившим характер исторического обзора и лишь в самом общем виде касавшимся совр. проблем, выступил митр. Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины Филарет (ныне отлученный от Церкви, см. М. Денисенко). По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) А. С. совершил прославление первого Патриарха Московского свт. Иова и первого Предстоятеля Русской Церкви после восстановления Патриаршества в 1917 г. свт. Тихона. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора. А. С. поручил Комиссии по канонизации подготовить материалы для прославления в лике святых прот. Иоанна Кронштадтского. В докладе митр. Ювеналия сообщалось, что начата работа по подготовке к канонизации митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского), Киевского Владимира (Богоявленского) и Ленинградского Серафима (Чичагова).
В докладе Управляющего делами Московской Патриархии митр. Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) были сформулированы основные задачи РПЦ в условиях бурно развивающейся церковной жизни. В области внутрицерковных дел основное внимание было уделено приходам и связанной с возрождением храмов катехизаторской, духовно-просветительской и социально-благотворительной работе. А. С. принял решение о реорганизации системы духовного образования, признав целесообразным преобразовать ДС в высшие школы. А. С. постановил возродить печатные органы ДА. Собор также рекомендовал архиереям возобновить издание «Епархиальных ведомостей». Особое внимание было уделено вопросам церковной дисциплины, в частности стремлению нек-рых клириков «мирские обычаи века сего перенести на структуру Церкви». Митр. Владимир дал характеристику совр. ситуации в церковно-гос. отношениях, отметив, что в условиях, когда «прежнее государственное законодательство о культах устарело, а нового еще нет», мн. представители светской власти продолжают чинить препятствия возрождающейся церковной жизни, несмотря на то что новый церковный Устав был зарегистрирован гос-вом и вошел в жизнь.
Собор высказал свое отношение к разрабатывавшемуся в то время закону «О свободе совести и религиозных организациях». «Мы считаем необходимым,- говорится в соборных «Определениях»,- внесение в него следующих положений: 1) юридическое признание Церкви как единой религиозной организации и уравнение ее в правах с другими общественными организациями; 2) предоставление равных прав для религиозного и атеистического обучения, воспитания и пропаганды; 3) предоставление возможности широко и многообразно осуществлять дела милосердия и благотворительности; 4) свободное издание и распространение религиозной литературы; 5) доступ Церкви к средствам массовой информации; 6) отмена дискриминационного налогообложения и уравнение в этом отношении духовенства и церковных работников со всеми советскими гражданами». В «Определениях» не нашел отражения вопрос о церковной собственности, поднимавшийся в докладе митр. Владимира.
На Соборе дискутировался вопрос о возможности участия священнослужителей в деятельности выборных гос. органов управления. Эта проблема впервые обсуждалась на заседании Свящ. Синода 27-28 дек. 1988 г. в связи с принятием 1 дек. 1988 г. Закона СССР о выборах народного депутата СССР, предоставившего священнослужителям возможность быть избранными. Синод благословил представителям Церкви принимать участие в этой деятельности, народными депутатами СССР стали Патриарх Пимен, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер, впосл. Патриарх Московский), митр. Волоколамский Питирим (Нечаев). Однако уже после первых выборов стало ясно, что «эмоциональный характер и дух предвыборных кампаний» ввергают кандидатов в «мирские страсти», да и сама депутатская деятельность подразумевает постоянную борьбу и чуждый церковному сознанию дух соревнования. По мнению митр. Алексия, наряду с пользой, к-рую священнослужители-депутаты могли принести Церкви и об-ву, «депутатство дало и отрицательный опыт, как место, где нет уважительного отношения друг к другу. Я категорически против того, чтобы сегодня избирались священнослужители, потому что я на себе испытал, насколько мы к парламентаризму не готовы, да думаю, что и другие многие страны не готовы. Там царствует дух противостояния, борьбы. И я после заседания съезда народных депутатов возвращался просто больным, потому что там атмосфера нетерпимости, когда захлопывали, закрикивали выступающих» (Архив ЦНЦ).
Вопросам устроения внутрицерковной жизни в новом гражданском об-ве были посвящены доклады архиеп. Смоленского Кирилла (Гундяева) «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки», митр. Волоколамского Питирима «Об издательской деятельности Московского Патриархата», архиеп. Дмитровского Александра (Тимофеева) «О подготовке кадров священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви», архиеп. Зарайского Алексия (Кутепова) «О хозяйственной деятельности Московской Патриархии».
Внешней деятельности Русской Церкви были посвящены доклады митр. Минского Филарета (Вахромеева) «Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе» и митр. Ленинградского Алексия о миротворческой деятельности РПЦ. Говоря о крепости и плодотворности межправосл. связей, митр. Филарет обратил внимание на возникшие «прискорбные факты непонимания и разномыслия» во взаимоотношениях с К-польским Патриархатом, имея в виду претензии К-польского Патриарха на главенство в Православии и на окормление правосл. диаспоры во всем мире, в т. ч. в бывш. республиках СССР. Обоснование этой позиции было дано митр. Сардским Максимом в кн. «The Oecumenical Patriarchate in the Orthodox Church: A study in the history and canons of the church» (Вселенский Патриархат в Православной Церкви: историческое и церковно-каноническое исследование. Thessaloniki, 1976), к-рая была разобрана проф. К. Е. Скуратом в ст. «Константинопольский Патриархат и проблемы диаспоры» (ЖМП. 1989. № 9-10).
Предметом отдельного рассмотрения на А. С. стали проблемы, возникшие в церковной жизни зап. епархий Украины, где на волне возрастания националистических настроений предпринимались усилия по возрождению униатской Церкви (см. Уния). В докладе митр. Филарета (Вахромеева) отмечалось, что проблема унии «затрагивает весь процесс взаимоотношений между Римо-католичеством и Православием». Ранее действовавшие нелегально в зап. областях Украины греко-католич. общины в кон. 80-х гг. XX в. настойчиво требовали легализации. Традиц. для Галиции сепаратизм стал причиной бурного роста симпатий значительной части местного населения к Украинской греко-католич. Церкви (УГКЦ), постоянно апеллировавшей к образу «Церкви-мученицы» - жертвы советского режима. Проблема обострялась возникновением в Галиции первых приходов раскольников-автокефалистов, объявивших о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата и возрождении раскольничьей Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Всесторонне рассмотрев ситуацию, складывавшуюся в зап. областях Украины, А. С. выразил озабоченность состоянием церковной жизни в расположенных на этой территории епархиях. Собор подтвердил определение Всеправославного совещания 1986 г. (см. Совещания глав правосл. Церквей), что униатская проблема является препятствием на пути к единству и омрачает отношения правосл. Церкви с католич. Церковью. Вскоре после окончания работы Собора, 29 окт. 1989 г., униаты впервые совершили насильственный захват правосл. храма - Преображенской ц. во Львове,- что послужило началом ряда подобных акций по всей Зап. Украине. После того как на состоявшейся 1 дек. встрече председателя президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва с папой Римским Иоанном Павлом II была достигнута договоренность о легализации УГКЦ на территории СССР, в западноукр. областях началась масштабная кампания по разгрому и уничтожению правосл. епархий. Эти события стали предметом обсуждения на внеочередном Архиерейском Соборе в янв. 1990 г.
Постановлением А. С. был образован Белорусский экзархат Московского Патриархата, в состав к-рого помимо существовавшей прежде Минской епархии вошли воссозданные Могилёвская, Брестская и Полоцкая епархии. Патриаршим Экзархом Белоруссии стал митр. Минский и Гродненский Филарет. Учреждение Белорусского экзархата должно было воспрепятствовать возможному росту церковно-сепаратистских настроений в Зап. Белоруссии.
Определения А. С. были утверждены Поместным Собором РПЦ 7-8 июня 1990 г.